Архитектор создает искусственную среду для жизнедеятельности человека и вполне естественно, что она должна отвечать анатомическому, физиологическому и психологическому складу.
Для художественной выразительности (красоты) здание (архитектурная форма), кроме функциональной и конструктивной целесообразности, должно обладать целостностью, упорядоченность и соразмерность.
Целостность — это единство содержания и формы, которое заключается не только в реалистическом воплощении идейно-художественного замысла в соответствующей архитектурной форме, но и в органичности построения самой архитектурной формы, в единстве композиции и стиля.
К общим средствам организации элементов формы в целостную структуру относят: законченность, зрительное тяготение масс, равновесие масс, симметрия и асимметрия.
Законченность архитектурной структуры во многом зависит от ее геометрической формы и характера построения деталей, либо ограничивающих объем во всех направлениях, либо дающих возможность продолжения развития архитектурного организма.
Стремление к законченности композиции характерно и для градостроительных ансамблей. Оно заключается в ограничении пространства композиционными средствами, в замыкании перспектив художественными ориентирами, в организации компактной сетки и т.д.
Принцип закономерного объединения элементов формы в целое исходит из фактора психологического восприятия тяготения друг к другу близкорасположенных элементов, соподчиняясь им и сливаясь с ними зрительно в единое силуэтное пятно.
Форма может строиться на принципе равновесия, когда она либо размещается в центре равновесия всей системы, либо своей массой уравновешивает неуравновешенную систему природных элементов.
Симметрия — это такой случай равновесия, при котором относительно центра, оси или плоскости симметрии располагаются равные не только по массе, но и по геометрической характеристике элементы. Выделяют следующие основные виды симметрии: симметрия на плоскости; симметрия в пространстве; симметрия переноса; винтовая симметрия; сетки, решетки.
Асимметрия — понятие, противоположное понятию симметрии. В асимметричных формах элементы симметрии отсутствуют.
Дисимметрия — это нюансное отклонение от симметрии. Дисимметрия, как правило, проявляется в асимметричности деталей или их расположения в форме, которая в целом симметрична.
Антисимметрия — это симметрия с полярными или контрастными свойствами.
Упорядоченность. Организация архитектурных форм в гармоническую структуру подразумевает определенную закономерность в их сочетании -упорядоченность, т.е. в композиционную систему объединения архитектурных форм в единое целое.
Периодическая закономерность — это совокупность закономерно повторяющихся или изменяющихся форм и интервалов. Существует два вида повторений — метрический и ритмический. Метр — основан на чередовании одинаковых элементов с равными интервалами между ними. Ритм — основан на закономерном изменении форм и интервалов. Метр и ритм в архитектуре часто выступают в единстве, образуя еще более сложные — метроритмические сочетания.
Соразмерность — это сложный комплекс оптимальных соотношений архитектурной формы с окружающей средой, человеком, а также взаимосоответствия частей самой формы друг с другом и целого с частью.
Пропорция — это соразмерность соотношений между архитектурным сооружением в целом и его частями, между отдельными частями и их элементами.Подобные прямоугольники отличаются двумя видами взаимозависимых положений: прямая пропорция; обратная пропорция.
Принцип подобия элемента целому широко используется в архитектурной композиции и является особым средством организации, объединяющим элементы в целостную систему.
Для сведения подобных прямоугольников в пропорциональную систему, обладающую внутренней закономерностью, их габариты следует уменьшать или увеличивать по определенному закону (непрерывная пропорция, пропорции в арифметической, геометрической прогрессии и другие).
.
© 2019 - Favoritespace | Все права защищены.